Иван Крамской. «Пасечник» (1872).
Холст, масло. 63 x 49 см.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Крамской с его демократическим мировоззрением не мог остаться в стороне от изображения народной жизни. В 1860-70-е годы роль освобожденного крестьянства в российской жизни занимала многие умы. Кто-то - вслед за славянофилами - видел основу будущей России в крестьянской общине; кто-то, напротив, предрекал скорую «капитализацию» деревни; кто-то просто «плакал и рыдал» над горькой долей «земляных» жителей.
Крамской тут старался ж впадать в крайности, избегая «глубинных» интерпретаций и мифологических обобщений. Его крестьяне - это просто люди, проживающие свою «эмоциональную» жизнь там, где им суждено было родиться. Вот конкретика эмоций и интересовала мастера. Он пишет ее и в удивительно светлом «Пасечнике», 1872, и в лукавом «Мине Моисееве», 1882.
Здесь будет не лишним еще раз вспомнить внимательно прочитанного Крамским Прудона, призывавшего «изображать людей со всей правдой их природы и их привычек, за их работами, за исполнением их гражданских и домашних занятий, с их обычными физиономиями, а главное без аффектации, застать их, так сказать, с непричесанной совестью не для того, чтобы над ним посмеяться, а с целью общественного воспитания».